Казымская культбаза

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. Её местоположением была выбрана равнина на р. Амня, притоке р. Казым.

К концу 1931 Казымская культбаза включала в себя 14 построек: больницу, школу, интернат, Дом туземца, ветеринарный пункт, показательную юрту, банно-прачечную, склады, овощехранилище, ледник и кухню, три жилых дома. Штат Казымской культбазы состоял из 37 работников (заведующий, библиотекарь,учителя и др.), 5 из них представляли коренные народы Севера.

Казымская культбаза обслуживала огромную территорию - около 40 тыс. кв. км. В её распоряжении имелись катер, 4 лодки, 5 лошадей, 225 оленей (50 транспортных). За первый год существования работники Казымской культбазы предприняли 9 выездов в хантыйские юрты, провели 34 собрания и беседы, организовали культпоход «За грамоту казымских остяков». Его участники прошли по тундре от стойбища к стойбищу 330 км.

Казымская культбаза проводила слёты ударников и стахановцев охотничьего и рыболовного промыслов. Здесь чествовались лучший охотник 30-х гг. Н. П. Волдин и лучшая охотница З. Пендахова. На Казымской культбазе проводились соревнования по национальным видам спорта. В апреле 1936 г. состоялась первая олимпиада хантыйского национального искусства. Первыми премиями были отмечены З. Пендахова (за игру на тумране), Т. Тасманова и Н. И. Ерныхов (за исполнение танцев), О. Ерныхова и Д. Тарлина (за песни и танцы), А. Обатин (за пение), Г.З. Тоголмазов (за мастерство рассказа). Была устроена выставка изделий мастеров народного творчества из меха, бисера, кости, бересты и др.

В 1938 г. работники Казымской культбазы провели лыжный агитпробег Казым - Кислор - Казым. Казымская культбаза активизировала музейную и краеведческую работу. В 1934-36 гг. краеведческим пунктом заведовал В.С. Денисенко. К середине 30-х гг. Казымская культбаза переросла рамки простого организатора культурно-просветительской деятельности, став политическим, административным и экономическим центром обширного района. Ее работники приняли активное участие в создании национального Казымского Совета, возглавили учреждение кооперативного (интегрального) товарищества. Здесь направлялась и координировалась хозяйственная деятельность, в том числе промысловая; осуществлялось изучение охотничьих и рыбных угодий, проводились землеустроительные работы, осуществлялся учёт хозяйственной деятельности в колхозах.

Через Казымскую культбазу проходило снабжение коренного населения промышленными и продовольственными товарами, распространялись важнейшие нормативные акты, почта, газеты и журналы, осуществлялись связь и сообщение с Остяко-Вогульском.

В середине 30-х гг. появились собственный флот и аэродромная площадка. Дом туземца Казымской культбазы стал первой гостиницей, а больница - универсальным стационаром, где принимались роды и проводились хирургические операции. Культбаза являлась последовательным проводником политики советского государства и сыграла важную роль в развитии и образовании коренного населения, несмотря на все её негативные проявления: гонения на устойчивые традиции язычества и на шаманов, притеснения индивидуальных (некооперированных) скотоводов и промысловиков и пр.

Новости музея

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

Продолжаем обучаться работе с берестой!

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.