Главная » Исследовательские материалы » Национальные вида спорта (северное многоборье)

Национальные вида спорта (северное многоборье)


У хантов существовало много состязаний, в которых подросток или взрослый должен был продемонстрировать силу, ловкость и другие качества. Одним из таких соревнований были национальные виды спорта или северное многоборье.

Существует несколько видов соревнований по северному многоборью. Для молодежи коренных народов данный вид соревнований прекрасный повод показать свое умение, навыки. Соревнования по северному многоборью проводятся по следующим видам:

  • метание топора на дальность,
  • метание тынзяна на хорей,
  • тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног,
  • прыжки через нарты,
  • бег с палкой по пересеченной местности - 3 км

Метание топора на дальность.

В традиционной культуре хантов топор являлся непременной принадлежностью, как мужчин, так и женщин. Ни один человек не пойдет в лес без данного орудия труда. Причем оно было индивидуальным. В частности, рукоятку топора изготавливали в соответствии с физическими данными его владельца. Умение метать топор необходимо для таежника.

Инвентарь соревнования: Вес топорика не менее 350 грамм (вместе с топорищем). Форма топорика, топорища — произвольная. Рукоятка топорика изготавливается в основном из березовой, сосновой, лиственничной, кедровой древесины и имеет следующие размеры: длина не меньше. Топорик изготавливается самим спортсменом с учетом своих физических возможностей (рост, гибкость, быстрота и т.д.).

Метание тынзяна на хорей.

Использование в традиции: Метание аркана распространенный вид игры у детей народов Севера, а приобретенные навыки (ловкость, сноровка, глазомер) крайне необходимы в оленеводстве. В традиционной жизни мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Первые игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики полностью овладевают навыками обращения с арканом, начинают помогать взрослым при плетении тынзяна. В традиции состязания по метанию аркана проводились в любое время года.

Прыжки через нарты.

Использование в традиции. Навыки перепрыгивания через нарты необходимы в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить оленя запряженного в обоз. Обоз представляет собой соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных упражнений доводились до автоматизма. Для демонстрации навыков проводились состязания. В традиционной жизни они проводились в зимнее время среди мужского населения на снежной площадке, где устанавливалось 10 обычных нарт, которые ставились в один ряд параллельно друг другу. Выигрывал тот, кто без отдыха перепрыгнет наибольшее количество нарт.

Инвентарь и место соревнований. Основным инвентарем в данном виде соревнований являются «нарты» - макеты. Размеры для взрослых нарты высота -50см.

Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног.

Использование е традиции. Умение прыгать в традиционной жизни важно в случае передвижений по буреломам, болотам, необходимо при преодолении речек в холодное время года. Например, чтобы не погрязнуть в топком болоте по нему быстро передвигались прыжками с одной ноги на другую. Известно, что ханты могли перепрыгнуть речку шириной более двух, трех метров. Это совершалось с помощью разбега и прыжка. Для закрепления навыков прыжков ханты проводили состязания, в частности, прыжки на двух ногах. Игроки определяли дистанцию или предмет, до которого они будут прыгать. Побеждал тот, кто быстрее других достигал цели.

Бег с палкой по пересеченной местности на 3 км.

Использование в традиции. В традиционной культуре навыки бега с палкой по неровной местности были крайне необходимы. Например, при преодолении болот в летнее время во время обилия гнуса. По сей день можно увидеть следующее. Ханты срубают небольшую березу с достаточно густой кроной, обтесывают нижнюю часть, изготавливают своеобразный посох с кроной. При переходе через топкое болото верхней частью отмахиваются от гнуса, а ствол используется в качестве посоха, с помощью которого нащупывают менее топкие участки, на которые можно наступать, в случае необходимости, с помощью палки отталкиваются. При этом, как уже говорилось выше, по топкому болоту человек должен передвигаться очень быстро. Оленеводы вынуждены постоянно передвигаться по тундре и тайге. Во время этих переходов, ханты могли за сутки свободно пройти 36-50км., при этом преодолевали различные препятствия, передвигались быстро, почти бегом. Ханты брали с собой 4-5 летних детей и младше, которым приходилось вместе с взрослыми проходить 10-15км в день.

Инвентарь. Участник должен иметь палку (длина не менее 130см, диаметр не менее 1см, вес произвольный) палка может быть металлической, деревянной или из другого материала.

Новости музея

В 2017 году дети отдохнули на 6 сменах

С 21 по 23 июля 2017 года коллектив Театра берестяных масок принял участие в этноландшафтном фестивале

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.