Главная » Исследовательские материалы » Значение этнографического музея в с. Казым

Значение этнографического музея в с. Казым

Основная цель создания музея в п.  Казым это, прежде всего, сохранение историко-культурного наследия и исторической памяти коренных народа, проживающих на р. Казым: казымских хантов, лесных ненцев, коми-зырян.

Предполагался сбор полной информации по этнической культуре территории, создание своеобразного «Банка данных». Также предполагалось, что Музей будет играть просветительскую роль среди приезжего населения района, а главное на этой базе можно проводить всевозможные традиционные праздники хантов, ненцев, коми-зырян, особенно мероприятия связанные с фольклором и ДПИ, чтобы исполнители ощущали себя в естественных условиях.

Казымский музей был создан в 1991 году, в период  подъема национального самосознания обско-угорских народов. Инициатором создания музея и его организатором являлся А.А. Ерныхов. Необходимость создания этнографических музеев округа в конце 1980-ых – начале 1990-ых годов была продиктована  интенсивным промышленным освоением региона. В то время единственной ценностью признавалась нефть, а права коренных народов на собственные культурные ценности полностью игнорировались.

Однако в этот же период на мировом уровне принимается ряд документов по  сохранению традиционных культур коренных малочисленных народов. Например, Генеральная конференция ЮНЕСКО  на своей 25-ой сессии в ноябре 1989 года приняла Рекомендацию «О сохранении традиционной культуры и фольклора» и т.д.

Позже были  приняты:  Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001),  Конвенция об охране нематериального культурного наследия  (2003).

Всё это дало возможность создать сеть этнографических музеев на территориях проживания локальных групп обских угров. На всех уровнях стало понятно, что традиционная культура коренных этносов оказалась слишком хрупкой и без серьезной поддержки со стороны государства она неспособна выдержать натиск промышленной экспансии.

В округе появляется ряд законодательных актов по сохранению культурного наследия коренных народов, принимается и в ХМАО-Югра Закон «О языке коренных малочисленных народов Севера ХМАО» (2001), Закон ХМАО «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» (2003), Закон «О святилищах коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» (2005) и др.

 

Известно, что культурные традиции имеют исключительное значение для самосознания народа, они определяют нормы поведения, мораль, быт, межличностное общение  и т.д.  Перед мировой общественностью стоит задача сохранения  традиционных культур в эпоху глобализации и унификации.

Казымский музей является островком этнографической среды двух особых этнических групп со своим диалектом и особенностями материальной и духовной культуры: казымских хантов и лесных ненцев. Естественная среда обитания этих этнических групп всё более и более размывается. В Белоярском районе уже начинается освоение нефтяных площадей, например ОАО «Сургутнефтегазом» осваивает территорию района озера Нумто. Поэтому сегодня казымский музей это, прежде всего,  хранитель исторической памяти этих народов,  её культурно-исторические символы.

Постройки, имеющиеся в музее, большинство экспонатов практически не воспроизводятся в реальной жизни.  

 Культурное наследие это не только дар предков, но это и то, что можно поддержать, развить, сократить или заморозить. Музей воспроизводит этническую среду, создаёт естественную ауру, поэтому здесь проводятся различные мероприятия, связанные с сохранением культуры: семинары по декоративно-прикладному искусству, фольклорные праздники и семинары, смены детского этнического стойбища «Нумсанг ёх» и т.д. На территории музея проводятся и традиционные ритуальные действия, например, медвежьи игрища, жертвенные церемонии. Во время  мероприятий и ритуалов создаются все условия для воспроизводства языка, культурно-исторических символов народа. Как известно, именно  язык, обрядовая деятельность и культурные символы считаются этносохраняющими элементами. По мнению учёных, именно в символах воплощены сущностные для этноса идеи, нормы, идеалы, представления и т.д.  «Культурные символы» выражают «вечные истины» и они не могут быть устранены без значительных потерь. «Если духовным ценностям наносится удар, то люди теряют смысл жизни, их социальная  организация распадается, а сами они морально разлагаются» (К.Г. Юнг).

 Казымский музей, единственный музей в Белоярском районе, в котором можно показать быт коренных народов в условиях естественного природного окружения. Поэтому перед музеем стоит задача пропаганды  традиционных элементов культуры.

В настоящее время Югра и в частности Белоярский район - общий дом, как для коренных народов, так и для приезжего населения.  Однако своей историей Югорская земля  обязана этнической культуре древних северных народностей – ханты, ненцы, коми.  

Эти народы сумели выжить в экстремальных условиях Севера, и сохранить свои земли для потомков. Поэтому, многие элементы культуры коренных народов, например, экологическая культура, отраженная в языке, фольклоре, традициях, обычаях это не только прошлое югорской земли, но она актуальна и для современности. Именно бережное отношение к родной земле, овеянной древними легендами, любовь к малой родине присущее коренным народам поможет сохранить наши земли, леса, воды. Знакомство с культурой народа, на землях которого идёт освоение поможет осознанию главной миссии: «осваивая богатейшие запасы этого края, не разрушать, а созидать, формировать будущий потенциал региона, сохраняя его природные и человеческие ресурсы».

 

 

Использован материал доклада кандидата истерических наук  Молдановой Т.А. «Духовная культура коренных народов Севера и её адаптация к современным условиям».

Новости музея

В 2017 году дети отдохнули на 6 сменах

С 21 по 23 июля 2017 года коллектив Театра берестяных масок принял участие в этноландшафтном фестивале

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.