Главная » Исследовательские материалы » Игрушки народов Севера

Игрушки народов Севера

(иллюстрации см. в конце статьи)

На основе жизненной практики народы Севера выявили могучую воспитательную и оздоровительную силу игр, как комплекса средств психологического, педагогического и физического воздействия. Игры характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер, знакомят и обучают традиционным видам деятельности.

Игры и игрушки, так же как и  их изготовление, являлись частью жизни. У северных народов имеется много своеобразных, развивающих, занимательных игр.

Пивналтуп (жужжалка)

Детская игрушка, очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл.

Материал - дерево, капроновая нить

«Нумасты юнтупсэт» (для думания игрушки)

У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки».

Головоломка из шести палочек - «Хэт юхуп юнтупсы» (1-й вариант).

Головоломка из шести палочек - «Хэт юхуп юнтупсы» (2-й вариант).

Головоломка из девяти палочек - «Яртьянг юхуп юнтупсы».

Необходимо сначала разобрать «кубик», а потом придать ему изначальную форму. Самой легкой считается 1-й вариант головоломки из шести палочек, сложной - из девяти палочек.

Материал: дерево.

"Ущмаран вухсар" (хитрая лисичка) - головоломка

Задача состоит в том, чтобы снять кольцо, надетое на стержень.
Материал: кость, кожа (ровдуга).

«Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли

Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту «иголочку». Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем «иголочку» стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она и получила название - «Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли.
На первый взгляд задачка проста: снять палочку с петли, не развязывая узелка. Но тем, кто первый раз знакомится с этой головоломкой, придется поломать голову не один час, а то и день.
Материал: дерево (или кость), кожа (ровдуга).

"Ларынщуп" (волчок)

Детская игрушка, сделанная по типу лучкового сверла. Играя такой игрушкой, ребенок развивал мышцы пальцев, точность движений, аккуратность, терпение.

Игрок ставит волчок на ровную поверхность. Одной рукой он удерживает ее в вертикальном положении, а другой начинает двигать вверх -вниз палочку, привязанную к верхней части стержня. Постепенно волчку придается движение, и он по инерции начинает вращаться: то раскручивая веревочку, то закручивая ее вокруг стержня.
Материал: дерево, кожа (ровдуга). 

Вулы (щепной олень) - детская игрушка для мальчиков

Материал: дерево (щепа).

 «Вет лов тынуп юх» (стоимостью пяти лошадей палочка) - головоломка

Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей палочка». 

Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.

"Хоп" (лодка) - сувенир

Изготовлена по аналогии с хантыйской лодкой - колданкой, из цельного дерева без использования гвоздей. 

Материал: дерево (осина, кедр)

"Акань" (кукла) из клюва утки

Изготовлена в соответствии с традициями. Материал: сукно, шелк, ситец, кость (клюв утки), бисер, нитки сухожильные (капроновые), нитки шерстяные.

"Акань" (кукла) из беличьего меха

Традиционная детская игрушка для девочек.
Материал: беличий мех, ткань (ситец), бисер, нитки хлопчатобумажные, сукно, бусы.

"Акань" (кукла) из ткани - игрушка для девочек

Материал: ткань (ситец, сатин), бисер, нитки хлопчатобумажные.

Некоторые поверья, запреты, связанные с акань, свидетельствуют о соотнесении с представлениями о душе-тени или двойнике человека. В восприятии взрослых некоторые игры с акань считаются пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установленной возможности связи с судьбой игрушечного двойника. Наряды для акань шились только из обрывков новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым тоном. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и сделать опасной для человека. Чертами лица наделялись лишь деревянные духи-хранители.

«Щел» - деревянные палочки.

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые.

Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.

Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 - 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции).

Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 - 2 лет) начинают строить из них палочный домик - щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.

Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку - стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.

Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «лебедя» - «хутанг». Эта игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом.

Водящий из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки - голова, одна - шея, три - туловище, по четыре - крылья, пять - хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.

Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет - оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.

Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь - орнитоморфный облик богини Калтащ - ангки. Являясь матерью - прародительницей, Калтащ - ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности хантыйского мира.

Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка - это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы.

С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем, что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного образа (образа памяти) и образа видимого.

Игра в «щёл» на ловкость. В эту игру также могут играют как дети, так и взрослые.

Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество - ход переходит к другому игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество палочек.

Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки, ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил все операции с палочкой от начала до конца.

Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл - взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке. Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на раскрытой ладони, второе - палочки ловятся на тыльную сторону, третье - палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу рукой.

Второй символический смысл - понимание парности. Пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек - игрок прекращает игру. То есть, парность - означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек - во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение - прибыль, достаток, а также неполнота.

Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в данном случае - непарное). На этом строится важный принцип рационального природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление природных благ осуждается традиционной общностью.

Если относиться к этой игре, исходя из развития способностей ребенка, то в ней тренируются такие качества, как умение оценить количество на глаз (что особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость, координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием.

Игра в «щёл» на осторожность. Количество и возраст игроков в данной игре не регламентируются. Иногда эту игру называют «чумик», так как исходная позиция палочек в ней напоминает форму чума. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижняя часть пучка раздвигается, получается фигура в форме чума. После этого водящий резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок, начинающий игру, должен из этого вороха вытянуть одну палочку, но сделать это так осторожно, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают, не шелохнулась ли какая- либо другая палочка. Если игроку удалось осторожно изъять палочку, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает играющий, пошевелилась, ход игры переходит к другому. Конечная цель игры - набрать максимальное количество палочек.

Удачное действие в игре может быть символически описано следующим образом. Человек осуществляет действие в окружающем мире и может контролировать все его последствия. Он ничего не нарушает в природе, но добивается желаемого результата.

Качества, которые развиваются у ребенка в этой игре - это умение оценить ситуацию, принять правильное решение, выработать способ, суметь его физически осуществить. Таким образом, ребенок начинает соотносить действие, которое он намерен осуществить, и свои физические возможности.

Игра в «щёл» на осторожность и игра в «щёл» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набирается определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игровую площадку, при этом выстраивается фигурка чума. Когда у кого-то заканчиваются палочки, остальные игроки при выкладывании очередной палочки, «награждают» его щелчками. Побеждает тот, кто не получил ни одного щелчка.

Игра-фокус - «пиллы щел» - («без пары палочка»).

Берется 15 палочек - щёл. Человека, включающегося в игру, просят расставить пальцы рук. Водящий начинает вставлять по 2 палочки между пальцами игрока: большим и указательным, указательным и средним и т.д., при этом постоянно приговаривает: «Пара, пара, пара...» Последняя палочка - непарная, вставляется между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, что соответственно фиксируется в словах: «А эта палочка без пары». Затем водящий начинает последовательно разнимать каждую пару палочек и делить их между собой и игроком, зажимая соответственно в правой и левой руке. Несмотря на то, что палочки разнимаются уже по одной, водящий при дележе по-прежнему приговаривает: «Пара, пара, пара...». Когда остается последняя (непарная) палочка, водящий говорит: «А эту непарную палочку отдаю тебе». Зажимает ее вместе с другими в правой руке и все палочки отдает игроку, не разрешая пересчитывать, со словами: «Теперь у тебя в руке непарные палочки, а у меня - парные. Держи крепко. Я сейчас буду колдовать, и палочка без пары окажется у меня». Игрок держит свои палочки в зажатой руке, водящий тем временем располагает свои палочки вертикально между ладонями, как бы перетирает их и приговаривает: «Пиллы щел, пиллы щел, тыв юва, тыв юва» (Без пары палочка, иди сюда). Закончив процедуру, водящий говорит: «Всё. Твоя палочка без пары ко мне перешла. Теперь у тебя парные палочки, а у меня без пары. Смотри и считай». Игрок парами пересчитывает свои палочки и обнаруживает, что у него их действительно парное количество. Затем водящий демонстрирует свои палочки и показывает, что их не парное количество.

Данная игра-фокус построена на принципе парности. Для этого принципа очень важно правильное определение бинарной оппозиции в каждом конкретном случае: верх-низ, право-лево, женщина-мужчина и т.д. Умение удерживать в сознании именно те оппозиции, которые необходимы в данном конкретном случае, соотносятся с умением правильно и точно воспринимать окружающий мир. В игре специально вводятся отвлекающие моменты, повторяющиеся действия с определенным проговариванием, которые отвлекают внимание от сути происходящего и не позволяют увидеть нарушение принципа парности. Сначала расчет ведется по одним правилам - вкладываются пары палочек, потом расчет ведется по другим правилам - единичные палочки считаются парами. Этот фокус-игру показывают и маленьким детям, и взрослым людям. Угадать, в чем состоит хитрость, с первого раза практически никому не удается.

Способности ребенка, которые развиваются в данной игре - это умение анализировать действия другого человека, видеть принципы его работы и определять, какие именно количества подлежат пересчету в каждом конкретном случае.

Некоторые исследователи, описывающие игры и игрушки северных народов, называют их примитивными, бедными, лишенными всякой художественности. Действительно, многие игрушки изготавливаются из дерева и не раскрашиваются, у них другая функция, не эстетическая. Здесь мы видим, как обычные деревянные палочки, помогают с малых лет развивать ребенка, а взрослым - сохранять форму. 

 

 

Новости музея

В 2017 году дети отдохнули на 6 сменах

С 21 по 23 июля 2017 года коллектив Театра берестяных масок принял участие в этноландшафтном фестивале

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.