Главная » Проекты » Проект "Семейно-родовые встречи у чувала"

Проект "Семейно-родовые встречи у чувала"

Проект реализован  на средства Гранта Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО – Югры. Этот проект стал одним из победителей     окружного конкурса на получение грантов ХМАО-Югры для поддержки проектов в  сфере сохранения и развития культуры обских угров в номинации «Сохранение семейных традиций»

Актуальность проекта

Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям оказалось подрастающее поколение. Дети не знают своих корней, нет примера сильных личностей, теряются родственные связи.

Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. В традиционной многопоколенной  семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников.

Во многом изменилась роль старшего поколения – бабушек и дедушек, которые продолжают работать, выйдя на пенсию, изменилась и роль женщины в семье – большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей, многие из них воспитывают детей без отца. Все эти изменения отражаются на нравственно-духовном развитии подрастающего поколения.

Назрела необходимость привлечения семей в участии разного рода мероприятиях с целью сохранения и передачи семейных традиций, опыта, информации о семейных ценностях и установок, исследования родового устройства. Проект «Семейно-родовые встречи «У чувала» позволит укрепить многопоколенные связи семей, проживающих на казымской территории, восстановить семейные родословные.

Данные встречи направлены на привлечение внимания старшего поколения к сохранению и передаче семейных обычаев и традиций и молодого поколения для осознания своих «корней и истоков».

Результатом проекта станет восстановление родственных связей, создание условий для формирования интереса участников проекта к собственной истории, для продолжения генеалогического исследования, выпуск сборников исследовательских работ. По итогам проекта будет проведено анкетирование среди участников проекта для того, чтобы определить, как изменилось отношение к своим  «корням».

Цель: Возрождение,  сохранение и передача традиций семейных взаимоотношений; развитие интереса к истории семьи, семейным ценностям, родословной.

Задачи:

  1. Сформировать и развить у частников проекта навыки проектной и исследовательской деятельности;
  2. Создать условия для формирования интереса к собственной истории, культуре.
  3. Привлечь внимание старшего поколения к сохранению семейных обычаев и традиций.
  4. Способствовать восстановлению традиционных взаимоотношений в семье.
  5. Способствовать созданию фонда истории Казыма через истории семей с родословными древами;
  6. Продолжить поиск путей сохранения и передачи семейных традиций.

Анализ реализации проекта

Проект «Семейно-родовые встречи «У чувала», целью которого является  возрождение,  сохранение и передача традиций семейных взаимоотношений; развитие интереса к истории семьи, семейным ценностям, родословной, начал свою работу 20 января 2010 года.  На подготовительном этапе наметились инициативная группа из нескольких человек (Игишева Мария, Салахова Евгения, Канева Марина, Канева Лариса, Рандымова Лидия, Шуганова Надежда, Бокова Галина, Канева Валентина, Вылла Наталья, Вылла Варвара, Обатина Галина, Обатин Алексей, Обатина Ольга, Пяк Александр, Потпот Римма, Федотова Елена, Кантерова Светлан), самостоятельно занимающаяся на протяжении нескольких лет сбором информации по своей родословной, и с желанием откликнулась закончить свою работу в рамках проекта. В феврале состоялось первая встреча инициаторов по обсуждению дальнейшей работы. Участникам была предложена компьютерная программа для построения родословных деревьев, хранения и отображения информации о людях и о событиях в их жизни. Один из ключевых элементов программы - событие. Жизнь человека рассматривается как последовательность событий.

На  втором заседании каждый поделился успехами и проблемами своей работы.

За февраль-апрель был собран материал семей Каневых Галины Георгиевны и Иосифа Акимовича, Рандымовых Ивана Павловича и Матрены Кирилловны, Обатиной Ольги Григорьевны, Тарлина Ивана Семеновича, Тарлина Ефима, Тарлина Георгия Николаевича, Тарлина Григория Георгиевича, Ерныховой Екатерины Сергеевны, жителей д.Нумто. Положено начало исследовательским работам по фамильному роду Каневых (Федотова Оксана, ученица 8 класса), «Имянаречение ненцев» (Пяк Ирина ученица 10 класса). Ребята изучают литературу, составляют свою родословную, изучают происхождение фамилии и учатся совместно со своими руководителями собирать материал и систематизировать его. 

С 16 по 23 марта объемна работа прошла в д. Нумто. Был собран материал по родам Кантеровых, Логаны, Пяк, Вылла, Айваседа. С 19 по 21 марта посетили стойбища Молданова Андрея Даниловича, Логаны Александра Чапиховича (Татвы), Пяк Василия Геннадьевича. Интересным фактом в составлении родословных жителей д. Нумто оказалось то, что все между собой связаны родственными узами, многие, живя рядом, не знали, что являются достаточно близкими родственниками. Люди с интересом вспоминали своих предков, рассказывали об истории своей семьи, исполняли личные песни, благодаря которым можно проследить судьбу того или иного человека.  Так было записано 10 личных песен на хантыйском и ненецком языке, танцы, игра на музыкальных инструментах: нинъюх и бубен. Важным оказалось то, что очень хорошо знают свою родословную дети, так как из поколения в поколение передаются не только семейные ценности, но и история своей семьи.

По окончании мероприятий в д. Нумто прошло чествование родов по номинациям.

  1. Передача традиций. Династия оленеводов. – Пяк Татьяна Цинковна, Лев Хамаказович и их пятеро сыновей.
  2. Самый опытный оленевод – Молданова Елена Васильевна, Пяк Владимир Мытович.
  3. Самый молодой оленевод – Айваседа Николай.
  4. Самая молодая традиционная семья – Вылла Наталья и Пяк Валерий, Пяк Людмила и Валерий.
  5. Самая красивая упряжка – Вылла Наталья, Айваседа Андрей.
  6. Самый красивый наряд – Пяк Татьяна Дмитриевна, Пяк Александр.

В целом было составлено 20 родословных росписей, собрано более 30 биографий  старейшин родов Каневых, Пяк, Ерныховых, Тарлиных, Обатиных, Рандымоых. В проекте приняли активное участие более 20 детей, 52 семьи, собрано около 200 старинных семейных фотографий.

При сборе информации по родословным у руководителей проекта возникли трудности. Проследить конкретный тот или иной род было очень сложно. Собирая родословную Тарлиных, краеведы стали записывать только мужчин, как продолжателей рода. Тогда вставал вопрос, каким образом сохранить женскую половину с её детьми, которая стала продолжать род мужа. Не всегда муж являлся носителем фамилии Казымской территории. Более молодое поколение заключает браки с представителями других национальностей (татары, русские, молдаване, белорусы и др.). Для казымской территории важно не только проследить род, но и сохранить все семейные звенья. Поэтому в следующих родословных краеведы записывали всех членов семьи. В этом ракурсе интересными оказались родословные д. Нумто и Ерныховых. У последнего рода существует легенда о ненецком мальчике-сироте, которого усыновили и дали фамилию Ерныхов, что в переводе с ненецкого означает ненецкая лодка (Ёрн хоп). Как только начинали исследовать Ерныховых, оказывалось, что отцы каждой семьи Ерныховых были сиротами. В Нумто же все рода переплелись. В каждой родословной цепочке появляется персона, от которой начинается другая родословная.

 Была проведена семейно-родовая встреча Рандымовых, в которой приняли участие 58 чел. (22.05.2010). Изначально по проекту исследование этого рода не предполагалось. Хранители Рандымовых изъявили свое желание совместно с руководителями проекта доработать свою родословную, рассказать о себе и своих предках. Самостоятельно продумали программу своей встречи. В своей родословной они представили только линию мужскую, то есть именно Рандымовых. Род Рандымовых славится грамотными и сильными духом мужчинами, это один из самых сплоченных родов, традицией которого является «Именины с размахом», куда приглашаются не только близкие члены семьи, но и далекие. На своей родовой встрече, старшее поколение рассказали о своих предках, традициях и обычаях, а молодое поколение исследовало родовые земли Рандымовых (д. Помут) и рассказали о них. На этом они не собираются останавливаться. В дальнейшем совместно с молодым поколением Рандымовы наметили план по исследованию своей фамилии, пока для них остается секретом её происхождение.

Итогом проведенных мероприятий стало участие в научно-исследовательской конференции «История казымской культбазы» (30.05.2010.), на которой были представлены наиболее интересные родословные и реликвии. В рамках конференции участники проекта выступили со своими исследованиями. Это Игишева Мария Ивановна «Род Рандымовых», Салахова Евгения Даниловна «Старейшины рода Рандымовых», Обатина Ольга Александровна «Родословная Пяк», Федотова Оксана «Отражение истории края в истории семьи Каневых», Пяк Ирина «Имянаречение ненцев», Канева Мария Михайловна «Переселение коми-зырян», Кабакова Марина Викторовна «Вылла Енгух в казымском восстании глазами потомков».

Анализируя работу проекта, можно сказать, что результаты были достигнуты (восстановление родственных связей; приобщение к культурным ценностям своего народа, своей семьи; осознание своих «корней и истоков»; создание условия для формирования интереса к собственной истории; создание фонда истории Казыма через истории семей). Старшее поколение задумалось о сохранении и передачи семейных ценностей молодому поколению. Познакомившись с уже собранным материалом по некоторым родословным, жители Казыма, независимо от возраста, изъявили желание начать сбор информации о своей семье, захотели узнать свои корни. Ведь многие даже не знали своих родственников, с которыми жили «бок обок» несколько лет. У молодого поколения появилась гордость за свою семью, свою фамилию, своих предков.

Новости музея

В 2017 году дети отдохнули на 6 сменах

С 21 по 23 июля 2017 года коллектив Театра берестяных масок принял участие в этноландшафтном фестивале

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.