Главная » Проекты » "Сны забытого стойбища" - театральный проект

"Сны забытого стойбища" - театральный проект

 Кто я? Где я? Где мое место? И где моя земля? Как мне найти свое место в шуме современного мира, среди утраченных надежд, среди иллюзий и мишуры? И как найти свой путь среди множества вариантов дорог и дорожек? Как мне не потеряться и не потерять? Перед каждым из нас жизнь так часто ставит эти вопросы, и мы далеко не всегда знаем на них ответы…

 Спектакль «Сны забытого стойбища», который был показан 9 августа на сцене казымского Дома культуры - это спектакль-рефлексия, спектакль – размышление, спектакль – ощущение. Он не является привычной пьесой в классическом понимании. В нем сложно увидеть сюжетную канву, сложно понять некоторые сцены. Но, несмотря на все это, от спектакля остается сильное ощущение, остаются мурашки по коже и смутное понимание, что пьеса о чем-то важном и нужном – всем нам, хантам и не хантам. Народная музыка в живом исполнении, свет и звук, и какая-то сверх-настоящая игра детей только усилили впечатление. А то, что режиссер и дети хотели сказать, искать нужно где-то между сценами, между историями, среди них.

 Режиссер спектакля Анне Тюрнпу из Эстонии ничего не придумывала. Спектакль вырос на основе детских рассказов и хантыйских легенд-страшилок, которые рассказывали ребята на смене стойбища «Нумсанг Ех» в ночь страшных историй. В «снах забытого стойбища» Анне выступила скорее как монтажер, умело соединив все истории в одну. Она нанизала их, как бусинки, на ниточку, как она сама выразилась, а ниточкой этой стала проблема сохранения своих корней и своих традиций. Спектакль же, по сути, создали ребята – те, кто был на смене. Это получилась их история, и их видение проблемы.

 В центре повествования молодой человек, ханты, который кидается из крайности в крайность, который живет в мире, где есть зло, насилие, тюрьмы и убийства. Он бросается во все тяжкие, он забывает свои корни. И одновременно ему во снах приходит образ женщины, его посещают видения, он слышит истории о лесных духах, видит сценки из медвежьих игрищ, он мучается забытыми воспоминаниями. Он теряет себя. А потерять себя действительно страшно. Не менее страшно, чем остаться ночью в лесу или пройти вечером через священное место, не остановившись.  

 После просмотра складывается впечатление, что страшное и горькое – это часть жизни этих ребят, уже ставшая для многих привычной. Смерти, самоубийства, драки, тюрьмы, алкоголь… И возникает только один вопрос – почему так? Где выход? Где искать убежища? Кто эта женщина, приходящая главному герою во сне? Его Мать? Его Любимая? А может Казымская Богиня, охраняющая своих детей? И где найти ту силу, которая поможет оставаться сильным?

 Анне и ребята поставили удивительный спектакль, который никого в зале не оставил равнодушным. Спектакль-рефлексию о поиске себя, о сохранении себя через традиции своего народа. Потому что именно в них сила – сила, помогающая выжить в любые невзгоды. Потому что с этим сильнее и надежнее, потому что она – Богиня, Мать, Любимая – не даст в обиду своих детей.

 Спектакль «Сны забытого стойбища» не дает однозначных ответов. Он, скорее, ставит вопросы. Будит что-то глубоко спрятанное в душе. Заставляет задуматься и вспомнить. Может быть и о том, что все мы – дети своей земли. И каждому из нас в этой жизни предстоит найти свою землю.

 - «Традиционную культуру нужно сохранять. Как сохранять и природу. Нужно понять, как совместить деятельность человека в современном мире и природу, традиции. И возможно, что для этого придется сделать шаг назад» (Алиса, Германия).

 - «Хороший спектакль. Дети просто прекрасно играли. И очень печально многое. О том, что утеряно то, что было раньше. Ханты, как и все остальные, ищут свое место в мире. Пытаются сохранить свою культуру. Ведь не из пустого места она родилась, а из жизненного опыта. И благодаря этому человек может душой жить. Ведь в традиции так много душевного, и все это не просто так придумывается. Ведь если бабайкой на ночь пугают – то для того, чтобы ребеночек выспался, чтобы лег вовремя и день его следующий был спокойным. И сказки – все это поучение, по сути. У меня душа ко всему этому тянется – к традиционной одежде, к шитью, и очень хочется, чтобы дети продолжали наши традиции» (Мария, с.Казым).

 - «Народ ведь не зря так живет – с помощью традиций. Он набирается опыта, знаний с того места, на котором живет. Это важно. И я стараюсь уважать традиции своего народа» (Иван Любавин, с.Березово).

 Елена Беляева

 

Смотрите фотографии театрального проекта

Читайте интервью Анне Тюрнпу "У них у каждого в глазах волк..."

Новости музея

В 2017 году дети отдохнули на 6 сменах

С 21 по 23 июля 2017 года коллектив Театра берестяных масок принял участие в этноландшафтном фестивале

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.