Главная » Исследовательские материалы » Все о Казымской земле » «Татуировки - это мода, искусство или показатель религиозности?»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 

С. КАЗЫМ»  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА,

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

 

 

 

 

Тема проекта

 «Татуировки  - это мода, искусство или показатель религиозности?»

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

                                                                                                                            Авторы:

                                                                                          Ученики СОШ с. Казым

Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения,

Тарлины Татьяна и Ангелина,

Юхлымова Мария.

Руководитель:

учитель истории

                                                Шевелева Марина Михайловна.

 

 

 

с. Казым

2016 г.


Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Этапы работы……………………………………………………………………4

Татуировка - это мода, искусство или показатель религиозности?

2.Результаты работы с ресурсами………………………………………………..5

2.1.Что такое татуировка………………………………………………………… 5

2.2.Когда возникли татуировки…………………………………………………..6

2.3.Татуировки у разных народов………………………………………………..6

2.4. Современные татуировки……………………………………………………6

2.5.Татуировки у  северных народов………………………………………….....6

2.5.1. Историческая справка о северных ханты…………………………………7

2.5.2.Татуировки у казымских ханты……………………………………………7

3.Результаты практической части………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы, ресурсов…………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Причины выбора темы проекта. На уроках истории древнего мира,  мы узнали о том, что древние люди делали татуировки. В наше время   тату существует, например, у людей творческих профессий. Участница проекта  «Голос»  - певица Наргиз Закирова имеет татуировки. После обсуждения темы  с родственниками, одноклассниками, мы узнали, что татуировки есть и у казымчан. Это заинтересовало. Так появилась тема проекта.

Гипотеза. Мы предполагаем, что  татуировки имеют не только творческие люди. Проблема. У каких народов, групп общества принято наносить татуировки и для чего? Если в древности татуировки  информировали о социальном статусе, достоинствах владельца, что же могут поведать современные татуировки? Наносили ли татуировки казымчане? В школьном музее   информации по этой теме не было.

На протяжении длительного времени  татуировка  продолжает существовать, что косвенно может свидетельствовать об    актуальности темы. Личная значимость изучения темы – выяснение существования татуировок у членов семьи, причин их нанесения.

Цель  проекта  - систематизация материала о татуировках народов, в том числе и у казымских ханты, выяснение  отношения  к татуированию у сверстников и взрослых. Задачи:1) собрать материал о татуировках,  выяснить историю  возникновения, виды татуировок, их назначение; 2) провести анкетирование   сверстников и взрослых, выяснить их отношение  к  татуировкам; 3) изучить литературу о казымских ханты, выяснить назначение и виды  тату у казымских ханты; 4) собрать фотоматериал; 5) составить описание, сделать выводы; 6) оформить  презентацию, буклет.

При работе над проектом были использованы  методы: изучение литературы, наблюдение, анкетирование и обработка данных анкеты, интервьюирование, описание, анализ и синтез, обобщение.

        Основополагающий вопрос:  «Для чего люди  делали (делают) татуировки?»  Проблемные вопросы: 1) Когда татуировки возникли впервые? 2) У каких народов они были распространены и для чего наносились? 3) Какие виды тату были распространены  у казымских ханты? 4) Какое отношение к татуировкам у современных людей?

          Значимость работы:1) собран  материал  для школьного  музея – назначение и виды татуировок у казымских ханты; 2) было выяснено отношение  сверстников и взрослых жителей села  к татуированию; 3) оформлены фотоальбом, буклет, презентация  по материалам проекта.      

          Продукты проекта   используются  на уроках Культуры народов севера, истории ХМАО, при проведении экскурсий в музее. Мы провели анкетирование учеников школы и интервьюирование взрослых;  по темам: «Татуировки у казымских ханты», «Татуировки. Причины их появления?»   Материалы  разместили на сайте музея-парка с. Казым, думаем, что материал по культуре народа ханты, будет интересен для посетителей сайта и музея.

         1.  Этапы работы

1этап. Теоретическая часть.

1.1.Выделить объект, предмет исследования, определить методы получения и обработки информации.

1.2.Изучить литературу для поиска ответа на проблемные вопросы:

  1. Когда татуировки возникли впервые?
  2. У каких народов они были распространены и для чего наносились?

1.3.Изучение краеведческой литературы для поиска ответов на вопрос: «Какие виды тату были распространены  у казымских ханты?»

2 этап. Практическая часть

2.1.Составить вопросы для анкетирования,  провести его и обработать материалы (выяснение отношения казымчан к татуированию, наличие у них татуировок); собрать материал для  презентации, буклета.

2.2.Сгруппировать информацию по пунктам проекта.

2.3. Подобрать иллюстрации, выполнить фотографии  по теме проекта.

2.4.Составить описание работы над проектом по этапам,     сформулировать выводы, выяснить  причины татуирования.

2.5.Составить презентацию, оформить буклет.

Татуировка - это мода, искусство или показатель религиозности?

2.Результаты работы с ресурсами

При описании мы использовали тематический и хронологический принципы. Сначала мы определили  объект  (татуирование у народов) и предмет исследования (назначение татуировок).  Объяснение главного понятия проекта - «татуировка», мы нашли на сайте Википедии [6], это материал первой главы.  Во второй главе - информация о времени происхождения татуировок. На уроках истории мы изучали тему «Искусство стран Востока», но только сейчас узнали, где впервые возникли татуировки [8,9].   Татуировки были распространены не только в Африке, Азии, но и в Европе. Об их видах и назначении мы узнали, прочитав информацию других сайтов [7, 10, 13-15].   Некоторые данные по теме мы получили,  опрашивая взрослых, просматривая телепередачи. Так были составлены 3 и 4 главы.

         На втором этапе проекта  среди перечисленных татуировок  нужно путем анализа  выделить группы-виды тату, для понимания среди каких групп общества они распространены. В нашем селе  большая часть жителей – это ханты, были ли у них татуировки? Для поиска информации были использованы литература, устные источники и фотоматериал. В главе 5 нами была составлена справка о северных ханты, к которым относятся казымские ханты. Из статей Молдановой Т.А., мы узнали, что татуирование было распространено среди казымских ханты [3,4]. Зарисовки татуировок     у казымских ханты в начале 20 в. были выполнены С. Руденко  [5].   Используя метод анкетирования  среди учащихся 5-11 кл. школы, опроса информантов,  выяснили отношение сверстников и взрослых к изучаемому явлению.  Кроме методов анализа, сравнения, группировки, анкетирования  были использованы  метода синтеза, обобщения.

2.1.Что такое  татуировка?

Для решения задач первого этапа нужно было провести сбор информации, сформулировать выводы. Сначала мы нашли значение слова  (словарь терминов – в приложении 5) «татуировка» в Википедии [6],  это рисунок, который наносится под кожу.

2.2.Когда возникли татуировки?

         Материал главы систематизирован в таблице 1.  Выводы. 1.Татуировки появились в первобытное время. 2. Татуировки наносили племена в Азии, Америке, островах Океании,  в Европе. 3.Причины нанесения татуировок: маскировка во время охоты, показатель принадлежности к определенной  группе (знати или др. групп), религиозная причина, в качестве тайного послания, особые периоды жизни.  4.Наносили татуировки сначала простыми природными материалами, затем специальными инструментами. 5.Татуировки наносили люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности (охотники), знатные люди (вожди), преступники, рабы.

2.3. Татуировки у разных народов

Чтобы рассмотреть историю татуировки у разных народов, мы сгруппировали материал  по  стилям (таблица 2). Выводы. 1.Распространены  три стиля в татуировании: японский, тихоокеанский, европейский. 2.Татуирование распространяется на все большие группы  людей (по возрасту), положению в обществе.  3.Татуирование  считается символом,  показателем статуса, элементом моды.

2.4. Современные татуировки

Материал этой главы обобщен в таблице 3.  Выводы 1.В 20 в. тату  становится новым видом искусства. 2.В Европе распространены армейская, политическая, патриотическая, тюремная  татуировки. 3.Во многих странах существовали ограничения или запреты на тату. 4.Количество татуированных людей увеличилось, это модно. 5.Тату наносят люди разного положения, профессий, возраста, пола.

2.5. Татуировки у северных народов

В 1993 году на Алтае ученые обнаружили татуированную мумию женщины, по мнению ученых, этот факт свидетельствует о связи с шаманизмом. Рисунки в виде спирали, полос, ромбов наносили на пальцы, лицо. У приморских народов была популярна наколка в виду буквы «У». У мужчин она находилась в уголках рта, на висках и лбу,  а у женщин на щеках и руках, на переносице. Эскимосы наносили татуировки так: под кожу продевали иглу с нитью, окрашенную сажей [9,10].   

2.5.1. Историческая справка о ханты

Нами составлена  историческая справка (прил. 2) о  местах проживания северных ханты, их численности в городках. Далее в  этой части необходимо найти ответы на вопросы: причины нанесения татуировок, кому они делались, кто из ученых этнографов исследовал татуировки?

2.5.2. Татуировки у казымских ханты

Первые сведения о том, что у остяков и вогулов есть татуировки, относят к началу 18 в. Из статьи Сподиной В.И. мы узнали, что «по древним верованиям манси, одна из призрачных душ человека, носившая название урт, во время сна в облике птицы якобы совершала путешествия и даже могла проникать в загробный мир. Эта душа живет в голове и во время путешествий, принимает облик трясогузки (worsik) или синицы (sankэs)»  [12, с.140]. После этого возник вопрос: может быть, и у северных ханты татуировки в виде птиц наносили с религиозным смыслом? Ученый А. Каннисто [1, с.3-25]  систематизировал  имеющиеся на тот период образцы татуировок, выделил 11  типов татуировок, среди них есть и  «фигурки птиц».

В  начале 20 в. татуировки на территории Приказымья были зафиксированы С.И. Руденко.  В его работе «Графическое искусство остяков и вогулов»  [5]   приводятся   рисунки татуировок. Ученым указаны фамилии ханты, у которых были татуировки (Лазям, Волта, Иорынхан, Андыма, Спиридонов, Захар, Молдан, Сянкин, Вуда, Емалиб) и названия селений (Ильби-горт, Уркум-горт, Казым-ёган-вож, Казым-тый-вож и др.). Из его работ известно, что в татуированную часть руки, ноги, тела втирали сажу (татуировка сохранялась на протяжении всей жизни), которую брали со стенок котла. Причем, сажу надо было брать не при помощи ножа, а только пальцами.  В его работе приводятся сведения Палласа, который сообщает, что мужчины наносили татуировки на кисти рук. Сначала рисовали нужное изображение на части тела, а потом по этому рисунку проходили иглой, кровь смешивалась с сажей, поэтому цвет татуировок был синим.

Женщины наносили узоры на кистях рук: еловый сук, завязки самоедской нарты, животного с клыками, изображение мыши, на руке, плече - изображение птицы, у мужчин – крест [5, с.17].  Руденко определяет причины нанесения татуировок: у женщин – в качестве украшения, у мужчин – демонстрация принадлежности к роду.

В 30-е годы Н.Ф. Прыткова занимается сбором этнографического материала в Казыме.  В годы Великой Отечественной войны она продолжает это делать, будучи сотрудником Казымской культбазы. Н.Ф. Прыткова упоминает, что птицу «вурсик» (трясогузку) наносили пожилые женщины на плечо для охраны души при жизни и сопровождении в загробный мир после смерти. Но «в 1946 году ее наносили на плечо молодым девушкам, которые уезжали из родных мест»   [3, С.141].  Информант Горшнева С.Т. подтвердила  факт нанесения татуировок пожилым женщинам, изображение птицы было у ее бабушки – Молдановой У. Т., свекрови Тарлиной Е. Н.

По сведениям этнографа В.М. Кулемзина татуировку наносили щучьей челюстью, позже иглой и натирали сажей. При ревматизме  делали надрезы и рубцы. У казымских женщин было изображение птицы на плече, что помогало душе после смерти попасть в страну мертвых [11]. 

Причины нанесения татуировок и их назначение исследует  Молданова Т.А. Ею  выделены такие причины татуирования у женщин ханты: защиты от болезней, а пожилые женщины «были обеспокоены безопасностью нахождения в Нижнем мире» [4, с. 32].  Она делает ссылку на фольклор, где духи-покровители» могут «переодеться» в «кожу» определенного животного, и человек имеет «конец-одеяние, т.е. кожу, на которую можно наносить орнаменты  [4, с. 32]. 

Какие виды рисунков-татуировок упоминаются в данном исследовании?  Молданова Т.А. упоминает изображение птицы, рисунок на основе зигзага, от его изгибов отходят линии вверх и вниз. Она также на основе сведений информантов приводит примеры нанесения такого орнамента на детскую люльку в месте, которое называется «вместилище сердца»  [4, с. 33]. 

В работах С.И. Руденко описан узор татуирования, который переводится так: завязка самоедской нарты (йорын угыл хупсанси)- на р. Казым, (йорын ол ханпсынсы) на р. Казым и Сев. Сосьва. Название второго узора Татьяна Александровна переводит так: «ненецкой нарты (способ) перевязывания груза». Ею же поясняется, что «в среде казымских ханты это понятие связано с духом Касум-ими, один из эпитетов которой «с татуированными руками ненецкая женщина»… Со стадом оленей она переезжала на р. Казым, для столь далекого каслания необходима надежная упаковка багажа» [4, с. 34].  По пути богиня ставила «заграждения» от злого духа Хинь-ики,  последний упоминаемый узор на руке женщины имел такое же значение – защита от злого духа.

Еще женщины наносили узор – «конец стрелы» (С.И. Руденко таб. 3, рис. 6-8, 11,12).  Молданова Т.А. приводит мнение информантов: «что наслать на человека болезнь можно магическим путем, и человек заболеет. Стрелу может наслать любой обладающий этими способностями, а также существует Хиньланел (духа Хиня стрелы), поэтому надо быть всегда готовым к их отражению, т.е. держать собственные  «стрелы» взведенными. Стрелы - защита от  злых существ»  [4, с. 35]. 

Выводы. 1.В 20 в. о татуировании казымских ханты упоминается в исследованиях С.И. Руденко, А. Каннисто, Н.Ф. Прытковой, Т.А. Молдановой. 2.Причины нанесения татуировок: защита от болезней, защита души после смерти, символ принадлежности к определенному роду, украшение тела.  3.Наносили татуировки женщины, мужчины, независимо от возраста. 4.Изображения: узоры-орнаменты, изображения животных, птиц, носившие стилизованный характер. 5. Татуировки у казымских ханты – часть художественной, религиозной  культуры.

3. Результаты практической части

         После изучения литературы нам было интересно выяснить: есть ли татуировки у казымчан сейчас. Для этого мы составили вопросы для интервью информантов и провели анкетирование (приложение 3).

От своих родственников  мы узнали, что у их бабушек и дедушек были татуировки, у наших бабушек, дедушек их нет.  Результаты анкетирования выявили новую информацию о татуировании казымчан. Современные темы татуировок военнослужащих мужчин: изображения, свидетельствующие о службе в армии - звезда, якорь, название рода войск, изображение северной природы. У девушек – это изображения декоративного характера: надписи, рисунки животных, например, змейка. Эти украшения могут косвенно свидетельствовать и о внутреннем мире человека.  Некоторые девушки нанесли татуировки для привлечения удачи в жизни. Наносят татуировки в салонах, служащие в армии - во время службы, есть случаи нанесения в годы обучения в школе. Пока нами не выявлено наличие  татуировок у ханты по религиозной причине, нанесение ими типов рисунков, упомянутых в трудах ученых  [3,4, 5].  Возраст опрашиваемых – от 19 до 85 лет.

В ходе анкетирования было опрошено – 89 учеников школы 5-11 кл., интервьюирования взрослых – 42 человека. Цель анкетирования – выяснение отношения к  татуировкам современников на примере учеников школы и жителей Казыма, сбор материала по теме проекта.  Данные обработки результатов представлены в диаграммах и выводах к ним  (приложение 4).

Затем мы  оформили приложение 6, в которое  включили некоторые рисунки татуировок из книги Руденко С.И., фотографии современных татуировок  жителей Казыма.

Поскольку тема проекта может быть отнесена к области религии, культуры, доклад по теме проекта был представлен на уроке Культуры народов севера, родного языка и истории ХМАО.

Выводы. 1.Для опроса информантов составлены вопросы. 2.Для изучения мнения учеников школы об их отношении к татуировкам была составлена анкета, данные проанализированы. 3.Материал по теме проекта систематизирован в виде таблиц. 4.Собран альбом рисунков, фотографий. 5.Для популяризации  материал был представлен на уроках истории ХМАО, КНС, опубликован. 6. Было выяснено, что жители Казыма и сейчас наносят татуировки: символы, надписи, изображения животных, распространен татуаж бровей. Но все они наносятся в качестве декоративного элемента или в связи с каким-нибудь событием, есть случаи нанесения татуировки с целью привлечения удачи в жизни.   В качестве причины не были названы: религиозный смысл или с целью избавления от болезней. 7.Категории людей, наносящих тату, разные по возрасту, статусу, роду занятий, много тату у военнослужащих и у тех, кто отбывал тюремное заключение.

Заключение

Итак,  мы ответили на проблемные вопросы. Узнали, где, когда, как, почему люди делали татуировки. Выяснили отношение к татуированию казымчан. Основные выводы по теоретической части проекта. 1.Первые татуировки появились около 6 т.л. назад. 2.  Регионы их появления: Азия, Океания, Америка, Европа. 3.Сначала техника нанесения татуировок была простой и природными материалами, постепенно она усложняется. 4.Если в древности татуировки наносили определенные категории людей: люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности (охотники), знатные люди (вожди), преступники, рабы. То современные тату наносят люди разного положения, профессий, возраста, пола. Татуировка нередко используется криминальными группами (Якудза) как метод идентификации внутри иерархии,  распространена среди молодежных групп и течений, способствуя самовыражению и самоидентификации. 5.Татуирование распространяется на все большие группы  людей (по возрасту), положению в обществе. 6.Распространены  три стиля в татуировании. 7.Причины нанесения татуировок в древности: маскировка во время охоты, показатель принадлежности к определенной  группе (знатных или простых), религиозная причина,  особые периоды жизни др.  8.В настоящее время некоторые причины остались: принадлежность к определенной группе, мистический смысл и др. Но большее количество людей наносят татуировки, считая, что это модно, красиво. Тату накалывают   как защитные талисманы. Кто-то наносит татуировки, чтобы показать свою индивидуальность  или подражает кумиру. 9.Отношение к татуировкам в истории общества было разным: запреты их делать, обязательное нанесение некоторым категориям, регулированием этих вопросов занимались жрецы, руководители государств, государственные органы. 10.Казымские ханты в первой половине 20 в. наносили татуировки, независимо от возраста, пола. Это были рисунки в виде узоров-элементов орнаментов, изображения стрел, животных, птиц и др. Причины нанесения татуировок – декоративный характер, показатель принадлежности рода, религиозный смысл, для излечения от болезней. Наносились татуировки природными материалами.  11. Наши современники в с. Казым наносят татуировки по причинам, указанным в п. 8.

Итак, татуирование в древности больше было показателем статуса, религиозным символом, в настоящее время – вид искусства,  элемент моды и мистики.

По практической части нами составлены вопросы для анкетирования сверстников и взрослых, на основе анализа данных – сформулированы выводы, проведено интервьюирование, оформлены  буклет, презентация для уроков, материал проекта размещен в сети ИНТЕРНЕТ.

В перспективе – рассмотрение таких вопросов по теоретической части:   «Отрицательные последствия татуирования». По практической части – расширить круг информантов для выяснения наличия татуировок у жителей д. Нумто и Юильск.

Информанты

  1. Горшнева С.Т., 1966 г.р., с. Казым, СОШ с. Казым, техслужащая.
  2. Ерныхов А.А., 1944 с. г.р., с. Казым, пенсионер.
  3. Ерныхова Т.Ф., 1948 г.р.,  с. Казым, пенсионер.
  4. Канева М.А., 1969 г.р., с. Казым, КПО «Казымский рыбкооп», бухгалтер.
  5. Кантерова С.А.,  1982 г.р., с. Казым, предприниматель.
  6. Тарлин А.С.,  1970 г.р., с. Казым, предприниматель.
  7. Тарлин П.К., 1981 г.р., с. Казым, безработный.
  8. Тарлин  С.Е., 1932 г.р., с. Казым, пенсионер.
  9. Тоголмазова Л.Т., 1961 г.р., с. Казым, МКУ спортзал «Триумф», техслужащая.

Литература

  1. Каннисто А.О. Статьи по искусству обских угров. - Томск, 1999. - 50 с.
  2. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов / Сер. «Новые исследования по этнологии и антропологии». – М.: КМЦ ИЭА РАН, 1998. – 235 с.
  3. Молданов Т. А., Молданова Т. А. Очерки традиционной культуры. – Ханты – Мансийск: ООО «Типография», 2012, -  350  с.
  4. Молданова Т.А. Опыт интерпретации татуировки казымских хантов.  // Народы Северо-Западной Сибири. – Томск, 2007.-  Вып. 7. - С. 32-35.  
  5. Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов                                                                                                   //  Материалы по этнографии. – Л., 1929., т. 4. Вып. 2. - С.13-49.

Ресурсы интернета

  1. Википедия. Татуировка. Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Военные, армейские татуировки. Режим доступа:// http://татуировку.рф/stati/voennye-armeyskie-tatuirovki
  3. Геродот. Энциклопедия «Вокруг света».  Режим доступа: //  http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title
  4. Искусство  нательной живописи. Энциклопедия «Вокруг света».  Режим доступа: //  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3438/
  5. История татуировки. Режим доступа: //http://www.freetattoo.ru/
  6. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.// Режим доступа: http://birch-bark.info/articles-ru/103-meet-hunt-vm-kulemzin-nv-lukina.html
  7. Сподина. В.И.  Оппозиция свет-тьма и звук-беззвучие в пространственном коде мироздания. Роль птиц-медиаторов в осуществлении связи между мирами. Вестник угроведения № 2 (12), 2013. // Режим доступа: http://www.xn--h1aaavgiq.xn--p1ai/sites/default/files/vu/v.i._spodina.pdf
  8. Тату сегодня. Режим доступа:// http://www.tattootoday.org/vse-tattoo/
  9. Тату в Древнем Египте. Режим доступа: http://mreen.org/tattoos-piercings-shraming/tatu-v-drevnem-egipte.html
  10. Этническая татуировка.//Режим доступа: http://www.ta1.ru/home/misc/?id=130

Приложение

Приложение 1. Таблицы

Таблица 1

Информация о татуировках у разных народов

Исторические   периоды

Группы   населения, народы, у которых были татуировки

Причины   нанесения татуировок

Техника   нанесения татуировок

Первобытное время.

Мужчины.

Одним из главных занятий   первобытных людей  была охота. И  охотник наносил на тело рисунок для   маскировки.

Другая причина –принадлежность к определенному племени.   Татуировки наносились  и по религиозной   причине или это был своеобразный    тайный язык [9].           

Сначала это делали просто красками на коже, но такой   рисунок быстро исчезал, тогда стали наносить рисунок под кожу.

Древний   мир

 

У греков – наносили рабам,   преступникам.

У египтян – жрецам; разным   группам по происхождению  и возрасту   (по полу - мужчинам и женщинам, по возрасту – подросткам и взрослым) [14, 15].

 

Геродот:   «татуировки   у фракийцев считались признаком благородного происхождения» [8]. 

Рабам и преступникам у греков ставили клеймо (стигму).

Другая   причина нанесения татуировок – тайная переписка [13].

В Египте – принадлежность к   определенной социальной группе, т.е. статус человека.

Другие причины: при переходе  юноши во взрослую жизнь, при вступлении в   брак, в качестве подготовке к жизни после смерти.

В Африке женщины тело украшали для красоты, информации   о семейном положении. Мужские тату информировали о количестве побед на войне   или охоте.

 

Татуировки могли делать люди со светлой кожей, а   темнокожие делали надрезы на ней.

Татуировки сначала наносили колючками растений,  позже стали применять  острый    клинок или нож. Затем в кожу    втирали сажу, уголь,  порох или   красящие вещества.

 

Средневековье   (5-16 вв.)

Ремесленники (изображали знаки   цехов), крестоносцы накалывали крест, преступники, мореплаватели (имена   любимых, распятия), представители знатных родов (рисунки гербов).

 

Причины:   указатель рода занятий, статуса, определенной группы, религиозные причины,   украшение для народов Африки, Океании, защита от болезней и злых духов.

Татуировки   наносили подручными материалами: ракушками, острыми предметами, ножами.   Использовали красящие вещества.

Новое   время (17-19 вв.)

Аристократы, представители   искусства, люди разного положения, профессий, возраста, пола.

Причины:   указатель рода занятий, статуса, определенной группы, показатель моды,   элемент искусства.

Нанесение   при помощи  татуировочных машин   (изобретение в 1891 г.  С. Орейли)

Новейшее   время (20-21 вв.)

Военные,   преступники, фанаты, представители неформальных движений, люди творческих   профессий.

Разный   возраст  без ограничений, представители   разных статусов.

Принадлежность   к роду войск, показатель статуса в социальной группе, мистические  и религиозные причины, элемент моды и   искусства – боди-арта.

Нанесение   при помощи индукционных машин.

 

Таблица 2

Информация о стилях татуировок

 

Название   стиля, страны, народы,  где   распространен стиль

Группы   общества, народы,  у которых были   татуировки

Особенности   стиля

Японский   стиль.

Япония.

В  3 в н.э. в   королевстве Уа тату наносили люди благородного сословия,   например, самураи - особая     группа феодалов [6].  С 5 в.н.э. татуировка применяется в   качестве наказания. Тату распространяется среди людей разных профессий.   Сейчас наносят тату якудза – это форма организованной преступности в Японии.
 
 

Известен еще до нашей эры,  отличительные признаки: мотивы нанесения   тату, техника нанесения рисунков выполняется с соблюдением древних традиций   специальными иглами вручную. Самые популярные темы японской татуировки - это   Драконы (это символ везения), Тигры (символ могущества), Змеи (негативный   смысл).

В 17 в.  тату   называется «иредзуми», что дословно на языке самураев означает «впрыскивать   тушь».

Тихооеканская   группа. Народы островов Полинезии и Микронезии до Индонезии, Филиппинских   островов и Новой Зеландии.

У народа маохи (коренные жители   Таити) мужчины наносили татуировки    после побед. Она показывала и статус воина. 

У народов Океании, татуирование   считалось священным обрядом, его делали жрецам  и вождям.

Татуировка человека  использовалась как своеобразный документ,   по ней можно было «прочитать» всю жизненную историю. Но мужчины наносили тату   и для устрашения врага. У народа маори татуировка  была показателем статуса, служебного   положения (своеобразного воинского звания),    достатка. Женщины меньше    татуировались: на носу, губах,    подбородке.  У них было принято   наносить тату, если умер любимый человек. По рисунку на голове (голова   считалась священной частью) можно было узнать региональное, племенное   происхождение.

Полинезийские татуировки   выполнялись при помощи зубов акул, ракушек и специальных инструментов.

Маори использовали ножи и резцы   для тату, темные и цветные чернила природного происхождения.

 

Европейский стиль. Страны   Европы.

Европейская (античная) тату   носила  ритуальный характер,   использовалась и в качестве наказания преступников. В Древнем Риме император   Калигула наказывая патрициев, приказывал наносить им тату рабов.

В Европе татуировались такие   группы людей, как ремесленники, крестоносцы, преступники, мореплаватели,   представители знатных родов.

Славяне делали татуировки для защиты от болезней и злых   духов. В период Киевской Руси татуировкой клеймили преступников,   выделяли  бояр, князей.  При Петре I солдат стали татуировать: накалывали    крест и личный номер, это помогало распознавать погибших воинов. Татуировки   наносят и другие группы общества.

С распространением   христианства  татуирование стало   считаться грехом. В период Великих географических открытий считалось, что   тату делают отсталые народы. 

В 19 в. татуирование становится   одним из видов искусства, открываются    салоны  художественной   татуировки.

 

 

Таблица 3

Информация о современных татуировках

Исторические   условия, особенности отношения к татуировкам.

 Группы населения, народы, у которых были   татуировки; темы татуировок

Причины   нанесения татуировок

В России после 1917 г.   татуировка относится к вредным явлениям и ее запрещают, а людей с   татуировками (кроме моряков) – расстреливают. Но тату  распространяется в тюрьмах.

 В   Британии во  время Первой мировой войны   татуировку букву «D» наносили  дезертирам. Узникам концлагерей  во время Второй мировой в Германии   выкалывали  номера.   У эсэсовцев    выкалывалась нацистская символика и номер группы крови.

После войн тату наносили  с патриотической целью – в память о важных   военных событиях. В советский период служащие в армии наносили такие   тату:  изображение рода войск, года   службы, части, группы крови, пули с мишенью;    в военно-морских силах: якорь, чайка, любой морской мотив.

В Красной Армии с 1919 г.  красноармейцы наносили армейскую татуировку   в виде пятиконечной звезды. В Афганистане военнослужащим делали татуировки - группу   крови, раненым это  часто спасало   жизнь.

Военнослужащим армии США в 2005 г. разрешили иметь   татуировки. Служащим в армии женщинам разрешается иметь косметическую   татуировку.  Если солдат  не хочет убрать тату, его освобождают от   военной службы [7]. 

Выделение   определенных групп общества для быстрого опознавания, определения положения в   обществе, отношения к каком-либо событию.

 

В  70-х — 80-х годах тату распространяется   среди фанатов футбола, неформального молодежного движения,  в 90-е г.    – среди молодежи, представителей зажиточного слоя, творческих   личностей.

Особую роль играют воровские   наколки – это тюремная субкультура. Криминалисты МВД РФ составляют каталоги   татуировок, которые  помогают при раскрытии преступлений.

Современные люди, независимо от   вероисповедания, профессии украшают    себя тату.

Проявление   субкультуры.

Одни считают это оберегом,  другие искусством, третьи - модным   явлением. Есть мнение, что современная татуировка —  рисунок   -  картина, это — самовыражение   художника на необычном материале.

 

Женщины   - ханты о  значении татуировок не   рассказывали мужчинам, даже родственникам. Темы рисунков, наносимые мужчинам   и женщинам, могли быть разными.

У   мужчин татуировки выражали принадлежность к роду, женские татуировки могли   быть в виде орнамента, на кисти рук наносили изображение птицы, имеющее религиозный   смысл [14].   

Татуировки могли наносить детям   и взрослым, в любом возрасте,  Причины   -  принадлежность к роду, способ   исцеления от болезни, перед смертью – религиозный смысл.

 

Приложение 2.

Историческая справка о северных ханты

Ханты, проживающие сейчас на территории Белоярского района ХМАО, в к. 16-до н. 20 в. входили в Казымскую волость Березовского уезда Тобольской губернии. Самоназвание этой группы хантов -  овс хантэт, что означает северные ханты. «Казымская волость занимала бассейн Казыма с притоками и правобережье Оби в районе устья Казыма. По различиям в языке и культуре население волости подразделялось на собственно казымскую, или верхне-казымскую, и приобскую, или усть-казымскую, группы. В пределах волости Н.А. Абрамов зафиксировал 5 древних городков: Ванзеватский, Амьинский, Кукларский, Камытский, Юильский. В 1680 г. в волости насчитывалось … 669 чел. В  1795 г. названо 7 "городков" с 794 чел., в 1816 г. - 8 "городков" (появился Ванзеватский) с 865 чел., в 1858 г. - те же 8 "городков", 1254 чел. В 1897 г. зафиксировано 13 селений (из Подгородней волости перешли ю. Непкинские, Ванзеватские, Тутиянские, вновь появились ю. Робятские, Ельбигортские, исчезли ю. Тамытские, Кельчиларские), в которых проживали 1331 ханты, 15 манси, 9 русских. В 1795 г. в Казымской волости названо 25 фамилий, в середине XIX в. - 18, основные: Калин, Тарлин, Харов, Пендыхов, Гришкин, Молданов» [2, с.84].  В 18 в. численность казымских ханты увеличивается, причина – миграции рыбаков и охотников, которые ищут богатые места рыбой и зверем.

Приложение 3

Анкета

1.Есть ли у вас татуировки? 

А) да

 Б) нет

2.Есть ли у ваших знакомых, родственников татуировки? 

А) да 

Б) нет

В) не знаю

3.Какие  рисунки  татуирования вы встречали у знакомых?

А) перечислите кратко: буквы, имена, рисунки животных и растений,  предметов, символы (иероглифы, крест)

4.Нравится ли вам татуировки?

А) да 

Б) нет

5.Хотели  ли  бы вы сделать татуировку?

А) да  Б) нет В) не знаю

6.Кто по-вашему делает татуировки?

А)  люди с низкой культурой 

Б)  люди творческих профессий

В)  молодежь

Г)  заключенные

Д)  другие группы (назовите)

7. По- вашему мнению, татуировка – это

А)  вид искусства 

Б)  показатель  положения в обществе

В)  талисман

Г)  модное явление

Д)  память о каком-то событии

Е) способ выражения индивидуальности

Ж) другое (назовите)

Приложение 4. Диаграммы

                         

   Выводы по результатам анкетирования

1)    Среди учащихся ни у кого нет  татуировок. У взрослых имеют татуировки - 24%.

2)    Татуировки у знакомых и родственников имеют - 26% у учащихся, 65%- у взрослых.

3)    Распространены такие рисунки тату: дата рождения, буквы, смайлики, имя, человек, животные (тигр, дракон), птицы (орел, трясогузка), крылья, роза, иероглифы, род войск, крайний север, элементы орнамента народа ханты, номер группы крови.

4)    28% учащихся и 29% взрослых  нравится татуирование.

5)    18% учащихся и 12% взрослых хотели бы нанести татуировки.

6)    Татуировки  делают (по рейтингу) такие группы людей: молодежь и творческие люди (учащиеся), заключенные и люди с низкой культурой (взрослые).

7)    Татуировки считают (по рейтингу) модным явлением, талисманом, выражением индивидуальности (учащиеся), память о событии, показатель статуса (взрослые).

Приложение 5. Словарь

Термин, понятие

Значение

Боди - арт

Вид авангардного искусства (нанесение временного рисунка на тело)

Микропилинг

Отшелушивание кожи

Самоидентификация

Процесс становления представлений индивида о себе, своем месте в мире, об   отношении с собственной статусной и референтной группами, отождествлением   себя  с определенной нацией,   социальной группой, с некоторым  стереотипным   образом. 

Самураи

Сословие феодалов в Японии

Статус

Положение в обществе

Субкультура

Система норм и ценностей, отличающих группу от   большинства общества

Татуирóвка (татý, татуáж) 

Процесс   нанесения стойкого рисунка на тело, методом местного травмирования кожного   покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента

Урбанистическая   субкультура

Промышленная (городская) субкультура

Якудза

Организованная преступность в Японии

 

Буклет 

 

 

Календарь мероприятий