Мех (пунаӈсух)

Орнаментированными меховыми изделиями  казымцев являются зимняя женская шуба (сах), глухая мужская одежда мехом наружу (порха), мешочки для хранения швейных принадлежностей (ёнтасты хир), мешочки для хранения мягких вещей (юрн хир), в некоторых случаях меховая обувь с высоким голенищем (вей) и современная меховая обувь с низким голенищем (вей шөп). Основная техника орнаментации – меховая мозаика.

Зимняя двойная женская  шуба (сах)
Глухая одежда мехом  наружу (порха)
Мешочки для хранения швейных  принадлежностей (ёнтасты хир, тутчан хир)
Мешочки для хранения мягких вещей (юрн хир)
Меховая обувь с высоким  голенищем (вей)
Меховая обувь с низким голенищем (вей шөп)

Зимняя двойная женская  шуба (сах). Из рассматриваемых предметов народного искусства женская зимняя шуба относится к наиболее трудоемким изделиям. Для её изготовления необходим тщательный подбор большого количества качественного материала. Чтобы справиться с этой задачей, мастерица должна очень хорошо «видеть» будущую шубу.

Основными конструктивными деталями саха являются: стан, состоящий из спинки и полочек,рукава, широкая надставка, пришитая вдоль края подола, более узкие надставки по краям полочек и рукавов. У шубы имеются пришивные рукавицы, воротник. Стан выкраивается из шкур трёх–четырёхмесячного оленёнка. Местное русское название таких шкур – неблюй (нюплув). Шкуры должны иметь одинаковую расцветку и равный по высоте волосяной покров. Для надставок используется неблюй с более высоким мехом, т.е. необходимы шкуры телят более позднего забоя. Полочки у саха равной ширины. Пройма рукавов – прямая, плечи – спущенные, рукава –зауженные, иногда имеются ластовицы

Сахи подразделяются на «белые» (нуви сах) и «чёрные» (питы сах). Они различаются тем, что в одном случае стан изделия шьётся из светлых оленьих шкур, в другом – из тёмных. Надставка всегда тёмного цвета, она отделяется от стана полоской светлого меха с длинным ворсом, по краям обшивается красным(бордовым) сукном и вновь светлым мехом. Тёмная однотонная надставка с густым и высоким мехом, как бы, противопоставляется изящному узорному стану, она придает шубе некую монументальность, устойчивость.

Основное украшение шубы – орнаментированные  мозаичные полосы. Они шьются отдельно, а затем вставляются в основные конструктивные. Орнаментальные полосы представляют собой ленты линейно-геометрического орнамента с равностью (синонимией) фона и узора.

Наиболее широкая мозаичная  полоса шубы расположена горизонтально, она проходит вдоль линии надставки  подола. Иногда здесь применяется  несколько орнаментальных полос, нашитых  одна над другой. Количество вертикальных полос и их длина варьируется. Обязательными являются три пары узорных вставок. Одна пара расположена  в передней части изделия и  идёт вдоль надставки. Они могут  начинаться на одном уровне с горизонтальной полосой или подниматься от её верхней кромки. Чаще всего орнамент доходит до линии плечевого шва, иногда достраивается до него декоративной отделкой. Если узорная полоса заканчивается, не доходя до плеча, то её конец оформляется поперечными суконными полосками с нашитыми на них зубчиками из сукна и бисеринками, что придает узорной линии законченность. Две другие пары вертикальных вставок, начинаются от верхней части горизонтальной полосы и проходят по линии швов, длина их варьируется. В 1980-е и последующие годы наблюдалась тенденция увеличения общего количества орнаментированных полос. Численность вертикальных вставок на стане могла доходить до пяти пар, узорные полосы вставлялись по линии швов на плечах, рукавах. В некоторых случаях шуба могла украшаться наклонными орнаментальными вставками. Например, такие вставки вшивались в лицевой части шубы. Они располагались на полочках изделия между горизонтальной и вертикальной узорными лентами, под углом к обеим, отступив на некоторое расстояние от угла между ними. Эти наклонные полосы составляют единое целое с вертикальными узорами на рукавах и с узорами, спускающимися по линии плеча вниз.

Для изготовления орнаментальных полос  необходим мех тёмного и светлого тонов. Для этих целей, как правило, применяется камус – прочная, блестящая шкура с ног (лап) оленя. Слово «камус» считается заимствованием от саамского «камс»в том же значении. Для узоров необходим мех с невысоким ворсом, поэтому предпочитаются лапы оленя летнего забоя. Если белого камуса недостаточно,то мастерицы могли использовать светлую телячью (коровью) шкуру. Для получения необходимого узора светлый и тёмный камус накладывают один на другой, мехом в одну сторону, при этом важно, чтобы у шкур совпадало направление волосяного покрова. После их сшивания со стороны мездры наносят узор, пользуясь готовыми образцами орнаментальных мотивов. Ранее узор вырезали ножом, при этом оба камуса прорезались одновременно. В настоящее время мастерицы могут использовать ножницы.

Орнаментальная лента с обеих  сторон оконтуривалась полосками контрастного меха и цветного сукна, на который часто наносили бисер, что ещё больше подчёркивало узорную линию. Разноцветные полоски суконной ткани одной стороной вставлялись в шов, второй стороной либо полностью пришивались к изделию, образуя полоску, либо нарезались зубчикам. Кроме этого, кантом из сукна мог акцентироваться любой шов, в том числе, и в узорной полосе. При использовании цветного сукна соблюдалась его контрастность с мехом: белый мех сочетался с синим и красным сукном, тёмный – с жёлтым и красным. Следует добавить, что для завершённости саха как изделия народного искусства, важными декоративными элементами являются свисающие полоски цветного сукна, ровдуги (замши), кисточки из шерстяной пряжи, цепочки которые пришивались к тёмной надставке по краям полочек . Рассматриваемая меховая шуба напрямую связана с оленеводческой культурой, которая обеспечивает достаточное количество необходимого материала для её пошива. Хотя в верховьях Казыма оленеводство сохраняется, традиционный меховой сах начинает исчезать. Во-первых, как уже говорилось, он заменяется шубой с суконным верхом. Во-вторых, хантыйские женщины начинают носить одежду глухого покроя мехом во внутрь – малицу. В последнее время появился ещё ряд факторов, которые разрушают каноны народного искусства, заложенного в сахе и в других изделиях. В ситуации сокращения традиционной среды с соответствующей материальной культурой и, как следствие– отсутствия достаточного количества эталонных вещей молодые мастерицы начинают терять ориентиры. Они оказались под влиянием городской культуры и,прежде всего, сценической, где обско-угорский орнамент используется исключительно с оформительской целью. Негативную роль играют и такие массовые мероприятия как конкурсы на лучшую одежду, где в жюри, как правило, нет специалистов по исконно хантыйским традициям. Мастеров – участников конкурсов направляют по ложному пути, ориентируя на самодеятельное творчество, выдвигая на первый план «оригинальность». Утрачивается роль общественного мнения, отражающего традиционные установки по поводу художественных достоинств изделий. В результате веками отточенная ювелирная техника меховой мозаики, отработанная топография нанесения узора на сах разрушается. Сегодня на светлом фоне меховых шуб появляются несоразмерно крупные беспорядочные вкрапления геометрических фигур, которые полностью уничтожают изысканный декор орнаментальных полос. В народе такие вкрапления стали называть «нефтяными пятнами».

Глухая одежда мехом  наружу (порха). В середине XX века глухая мужская одежда мехом наружу шилась из белого меха (неблюя) и декорировалась орнаментальными лентами в технике меховой мозаики. Широкая горизонтальная полоса отделяла стан от подола, т.е. её расположение на изделии совпадало с аналогичной полосой у меховой шубы. Отличие заключалось в том, что у глухой одежды не было надставки тёмного цвета, низ изделия, как и стан, был белым. Кроме широкой полосы могли применяться и более узкие орнаментальные ленты, они пришивались к краям рукавов и к краю лицевой части капюшона.

Сегодня меховая одежда порха шьётся только для детей. Чаще всего используются шкуры пёстрого олененка, имеющие естественные пятна различной величины и случайного расположения. Опытная мастерица учитывает их при крое и умело располагает на изделии. Кроме этого, как говорилось выше, украшением служат орнаментальные суконные вставки или полоски цветного сукна по низу рукава и орнаментированные ленты, свисающие по центру спины.

В последнее время в верховьях  Казыма появляются «экспериментальные» образцы этого типа одежды. Традиционные каноны декорирования игнорируются. Например, для создания пестроты на изделие наносится несоразмерно крупный орнамент. Огромные мотивы линейно-геометрических узоров, не оформляются как полосы ленточного орнамента, а врезаются в само изделие, образуя резкие переходы светлого и тёмного меха, а не мягкие, как в случае с естественными пятнами. Нанесённые на произвольные участки одежды, такие узоры не декорирует изделие, но зрительно расчленяют его на части. В подобных опытах легко улавливается влияние сценического костюма, имитирующего чукотско-корякскую кухлянку, которая, ввиду широкой пропаганды театральной культуры этих народов, стала неким символом всех северных этносов. На югорской сцене «кухлянка», вероятно, трактуется как глухая одежда обских угров, и заполняется крупными мотивами орнамента обских угров.

Мешочки для хранения швейных  принадлежностей (ёнтасты хир, тутчан хир). В хантыйской традиционной культуре мешочки для хранения швейных принадлежностей (сумочки для рукодельных принадлежностей) являются неотъемлемым атрибутом женщины. Изделия этого типа овальные, вытянуты в высоту, состоят из передней и задней стенок, между которыми вшивается меховая полоса, придающая изделию объёмность. Горловина дополнительно надставляется ровдугой, которая может окрашиваться в красноватый цвет, в единичных случаях орнаментироваться. К боковой стороне изделия, в шов надставки, пришивается игольница ромбовидной формы, в нижней части которой имеется чехол для напёрстка. Ширина мешочков у основания стенок около 180–240 см., общая высота 230–300 см. Кроме рассматриваемых сумочек у казымцев существуют и другие небольшие мешочки аналогичной формы (ай хир), но они здесь не рассматриваются, так как на них нет орнамента.

Стенки изделия, боковая полоса мешочков для хранения швейных принадлежностей, украшаются узорами в технике меховой мозаики. Лицевая и задняя стороны сумочки, как правило, собраны из большого количества кусочков, орнаментированных и не орнаментированных. Зрительно выделяется центральная зона-секция, занимающая значительную площадь стенки. В этой части изделия, в некоторых случаях, мастерицы используют линейно-геометрический орнамент, иногда располагаемый в форме медальонного узора , но обычно центральной розеткой служит стилизованное изображение животного или предметов окружающего мира. Орнамент основной зоны достаточно большого размера, для его изготовления необходимы большие куски тёмного и светлого меха, с коротким ворсом, поэтому зачастую используются шкуры со лба оленя и шкурки телят.

Из линейно-геометрических узоров в качестве центрального орнамента  чаще применяется мотив под названием  «соболь» (нюхс), его используют в различных вариантах: розетка из одного «соболя», два «соболя» в ряд, четыре «соболя» с различным способом расположения относительно центра и т.д. Стилизованные изображения на мешочках – это «шишка с домом» (хотаӈнохар),«двухголовый журавль» (кат ухаӈтор),«медведь» (пупи хур),«змея» (емаӈ вой) и др.

Основная зона обычно обрамляется  полосками чёрной (реже коричневой) кожи, в швы прокладывается цветное  сукно. Контраст тёмно-белого мехового орнамента с ярким цветом сукна  и гладкой фактурой кожи дает дополнительный художественный эффект, который насыщает изделие, дает ощущение разнообразия и  подчеркивает красоту мозаичных  узоров. Поэтому кожа применяется  для фиксации внимания и на иных конструктивных элементах мешочка; например, полоски кожи, чередуясь с белым мехом или орнаментальными лентами, проходят вдоль боковой соединительной полосы, вдоль надставки горловины. Кроме кожи, центральная секция оконтуривается вертикальными и горизонтальными узорными полосками меховой мозаики. При этом узорная лента подчеркивается кантом цветного сукна, полосками контрастного меха.

Некоторые мешочки отличаются тем, что центральный узор занимает всю  поверхность стенки и отделяется от боковой орнаментальной ленты  одной-двумя контрастными полосками  меха.

Дополнительным украшением рукодельных  сумочек служит ровдужная бахрома, пришиваемая к надставке горловины, на которую нанизываются бусы, прикрепляются цепочки и иные металлические. Игольница шьётся из меха, на ровдужной стороне изделия красителем наносится розеточный узор, который оконтуривается подшейным оленьим волосом, сухожильной нитью или обводится красителем иного цвета.

Мешочки для хранения мягких вещей (юрн хир) состоят из тех же деталей, что и сумочки для рукодельных принадлежностей, но не имеют игольницы. В отличие от ранее рассмотренных сумочек, они вытянуты в ширину, имеют бóльшие размеры, орнаментируются, как правило, только с лицевой стороны, к ровдужной надставке горловины дополнительно пришита опушка из оленьего меха. Размеры мешочков варьируются в достаточно широком диапазоне, ширина у основания около 400–800 см., высота 300–550 см.

Передняя стенка изделия декорируется двумя основными способами. В  одних случаях украшается четырьмя, реже, двумя–тремя широкими лентами  линейно-геометрического орнамента, как правило, с синонимией фона и  узора, расположенными вертикально  и отделёнными друг от друга полосками  тёмного и светлого камуса или окрашенной оленьей кожи. Количество разделительных полосок варьируются от одной до пяти, в соответствии с этим меняется их ширина. Вертикальные узоры и полоски, воспринимаемые как единое целое, сверху и снизу окаймляются контрастными полосками меха (ровдуги), иногда узорными лентами.

В другом варианте, для украшения  лицевой стороны мешочков применяются  стилизованные изображения. В этом случае стенка состоит из зон-секций – от одной до четырёх, которые аналогичны центральной зоне рукодельных сумочек. Секции, разделяясь между собой вставками из тёмных и светлых вертикальных полосок, сшиваются между собой. Полученная лента окаймляется контрастными полосками меха, иногда ровдуги, встречаются узорные ленты, но они расположены только сверху, вдоль шва надставки горловины. В зависимости от количества секций мешочки в большей или в меньшей степени вытянуты в длину.

Встречаются изделия, в которых  объединены оба способа декорирования. Если зон со стилизованными изображениями  одна или две, то между ними или  по их краям вшиваются узорные  ленты, а иногда полосы с чередующимися  тёмно-белыми полосками или квадратиками.

Соединительная полоса стенок при  первом варианте украшения мешочков – это орнаментированная лента  из меха, при втором – обычно ровдужная полоса, окрашенная в красноватый цвет. У некоторых мешочков, независимо от способа украшения, вдоль надставки горловины вшивается широкая орнаментированная лента из меха, обычно она украшает только лицевую часть сумочки, но иногда опоясывает всё изделие. На ровдужную надставку горловины с помощью красителя может наноситься геометрический узор.

Орнаменты, используемые для украшения мешочков, по конфигурации разнообразны, из линейно-геометрических узоров чаще других встречаются мотивы, связанные с наименованием «соболь», а в стилизованных изображениях – «шишка с домом» и«медведь».

Меховая обувь с высоким  голенищем (вей). В научной литературе такая обувь получила название «унтовидная обувь» (Н.В. Лукина) или «обувь с союзками» (Е.Г. Федорова). «Унты» от эвенкийского «унта»,так эвенки называли обувь из оленьих камусов. Слово «союзка» в обувном производстве обозначал нашивку (вставку) на носок и подъем обуви. В этнографической литературе под этим термином понимается любая вставка между подошвой и голенищем. Местное русское название меховой обуви с высоким голенищем – кисы. «Кис» на языке коми – олений камус.

На р. Казым орнаментация кисов не является массовым явлением, так как основным способом их декорирования является кант из разноцветного сукна, прокладываемый в швы изделия. Узорные экземпляры кисов встречаются редко. Причем из нескольких вариантов этой обуви, отличающихся по крою, орнаментом украшается только один. Орнаментируемый вариант кисов состоит из подошвы, голенища, между ними вшиты две пары вставок разной формы.

Первая пара вставок, пришиваемая  к подошве, назовем их союзкой, обхватывает  низ обуви. Она состоит из двух одинаковых деталей,которые пришиваются в передней и задней части изделия. Для союзки подбирают два одинаковых по цвету камуса, а если учитывать, что кисов – пара, то четыре. Голенище, высотой до паха, шьётся из шести полос камуса. Три задние полосы пришиты к союзке. Мужские и женские кисы различаются по крою и декорированию передней части.

У мужской обуви боковые вертикальные полосы лицевой стороны пришиты  к фигурным вставкам, которые расположены  над союзкой. Центральная полоса начинается от союзки, пришивается  к фигурным вставкам, а затем к  боковым камусам передней части. Эта полоса декорируется поперечными полосками, расположенными под коленом и чуть выше колена. Область между поперечными украшениями состоит из нескольких контрастных между собой по цвету вертикальных полосок меха. В орнаментированных экземплярах мужских кисов соблюдаются два принципа. В одних случаях узкие узорные ленты вставляются вдоль линий вертикальных швов и вдоль линии верхнего шва фигурной вставки. В других случаях широкие узорные ленты полностью заменяют вертикальные полосы камуса и отделяются друг от друга узкими контрастными полосками меха.

В женских кисах нижние части  боковых полос лицевой части  выкраиваются таким образом, чтобы  они совмещалась с фигурными  вставками, к которым в последующем будут пришиты. При таком раскрое у боковых камусов,со стороны центральной части изделия, образуются узкие полоски. Эти полоски совмещаются между собой и сшиваются до сгиба голени и стопы. Далее, с декоративной целью, они разъединяются треугольной вставкой, составленной из контрастных полосок светлого и тёмного меха. Верхняя часть треугольника заканчивается поперечными полосками, к ним пришивается центральная полоса камуса. Орнаментируются женские кисы по тем же двум принципам, что и мужские.

Меховая обувь с низким голенищем (вей шөп). Современная меховая обувь, высотой ниже колен, имеет хантыйское название «вей шөп» (букв.: половина кисов). Местное русское название – бурки. Отметим, что в русском языке бурками называют обувь с кожаной подошвой, изготовленной из войлока или фетра. Орнамент встречается только на женских бурках. Существуют два основных варианта кроя этой обуви.

В первом случае бурки, как описанные  выше женские кисы, состоят из подошвы, голенища, двух пар вставок (союзки и фигурных вставок), но лицевая часть оформляется иначе. Между союзкой и линией сгиба голени имеется дополнительная вставка-союзка, которая может отделяться от голенища поперечными полосками. К этой вставке-союзке пришиваются одна или три вертикальные полосы, средняя из них обычно орнаментируется. Широкие мозаичные ленты, чередуясь с однотонным камусом, украшают голенище бурок. Встречается горизонтальная орнаментированная лента окаймляющая устье бурок.

Распространённым является более  простой крой. Одна пара вставок  как бы совмещает в себе две: союзку и фигурные вставки. Они сшиваются сзади, и не полностью обхватывает подошву, носок остается открытым. Нижняя узкая часть дополнительной вставки-союзки, удлинившись, соединяется с подошвой изделия. К верхней части этой союзки пришивается широкая орнаментированная полоса, занимающая почти всю переднюю часть бурок. При данном варианте кроя обуви могут применяться способы украшения, как у первого варианта, т.е. встречаются вертикальные мозаичные полосы на голенище и горизонтальные – в устье бурок.

Молданова Татьяна Александровна,
кандидат исторических наук

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.